Для того чтобы в Иисусе Христе вера обрела прочное основание спасения, нам следует держаться такого исходного положения. Миссия и задача, возложенные Отцом на Иисуса Христа, заключали в себе три служения: Пророка, Царя и Священника. Что касается пророческого служения, то на него вполне ясно указывается у Исаии, где Иисус Христос говорит так (61,1):
   «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам – открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное».
    Для нас должно стать совершенно очевидным, что благодаря совершенству принесённого Им учения Иисус Христос положил конец всем пророчествам. Так что всякий, кто захочет что-либо прибавить к этому учению, посягает на авторитет Христа. Ибо голос, прозвучавший с небес (от Матфея, 17,5):
    «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте»,
   - возвысил Его надо всеми особой привилегией, такой, что никто из говорящих не может сказать более Него, (Колоссянам 2,3):
    «В Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения».
    Пророческое достоинство, которым был украшен Иисус Христос, имеет целью убедить нас, что все составляющие совершенной мудрости заключены в проповеданном Им учении.
   
    Я подошёл к теме царственного владычества. Псалом 88,36:
    «Однажды Я поклялся святостию Моею: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце предо Мною». Бог обещает здесь правление Церковью десницей Своего Сына. Истинность этого пророчества лишь в Иисусе Христе. Ведь сразу после смерти Соломона величие Израильского царства было сильно поколеблено, пока оно вовсе не погибло. Всякий раз, когда мы слышим, что Иисус Христос имеет вечную державу, следует понимать, что у Него есть силы для сохранения Церкви посреди всех страшных бурь и потрясений, которые угрожают ей гибелью. Христос объявляет (от Иоанна 18,36):
    «Царство Моё не от мира сего».
    Царство Христа духовно. Нам нужно усвоить, что блаженство, обещанное нам в Иисусе Христе, не связано с тем, чтобы нам процветать в богатстве, беззаботно веселиться и получать удовольствия, к которым приучена стремиться плоть. Это блаженство относится к небесной жизни. В земном мире народ считается процветающим, когда он имеет все желаемые блага, живёт в покое, хорошо вооружён для защиты от внешних врагов. Так и Иисус Христос даёт Своим верным всё необходимое для спасения их душ и вооружает, оснащает их добродетелями и неустрашимой силой против всех нападений духовных врагов. Размышляя над этим, мы узнаём, что Он царствует более для нас, нежели для Себя. Ибо, будучи обогащены духовными дарами, которых по природе мы лишены, мы ощущаем себя подлинно соединёнными с Богом. Об этом свидетельствует ответ Иисуса Христа фарисеям (от Луки 17,21):
    «Не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть».
    Римлянам 14,17:
   «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».
    Помазание на царство имело зримое сакральное выражение при крещении Иисуса Христа, когда Святой Дух пребывал на Нём в виде голубя. Обозначение Духа и Его даров словом «помазание» объясняется естественными причинами – ведь у нас нет какой-либо иной субстанции для жизни и роста. Именно от Иисуса Христа истекают все небесные блага, чтобы наполнить нас бодростью и силой. Без них мы нищи и пусты. И так как верующих поддерживает могущество их Царя, и они обогащаются Его духовными богатствами, они по праву именуются христианами.
   
    Напротив, сказано, что Он носит жезл железный, чтобы сокрушать надменных и непокорных (Псалом 2,9):
    «Ты поразишь их жезлом железным, сокрушишь их, как сосуд горшечника». И 12 стих: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем; ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него».
    В другом псалме мы читаем (109,6):
    «Совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной». И то будет последнее деяние царствования Иисуса Христа.
   
    Относительно священнического служения следует заметить, что цель и смысл его состоят в том, что Иисус Христос сделал нас угодными Богу благодаря Своей святости. Поскольку со времени грехопадения Адама проклятие закрывало нам доступ к небу, потребовалось, чтобы с заступничеством, дав необходимое удовлетворение, выступил Священник.
   Во времена Закона священнику было дозволено входить в Святое Святых только с предложением крови, дабы верующие познали, что Бог может быть удовлетворён только очищением от грехов. Своею крёстной жертвой Иисус Христос устранил неизбежность, с которой мы представали перед Богом преступниками, и дал удовлетворение за наши грехи. В самом деле, ни мы, ни наши молитвы не имеют доступа к Богу, если мы не будем освящены Священником, служение Которого состоит в очищении нас от скверны и в приобретении для нас благодати. Иначе мы бы остались отверженными из-за мерзостной грязи наших пороков. Отсюда следует, что Иисус Христос есть Заступник навеки и что по Его прошению и милости мы стали угодны Богу. Иисус Христос действует как Священник и для того, чтобы сделать нас соучастниками в этой чести. Ибо, хотя сами по себе мы осквернены, но, сделавшись через Него священниками, мы обрели свободу открыто войти в небесное святилище, сознавая, что приносимые нами молитвенные жертвы и хвала угодны и благоуханны перед Богом. 1е Петра 2,9:
    «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел».
    Окроплённые святостью Иисуса Христа, без чего мы скверны и омерзительны, мы предстаём перед Богом чистыми и просветлёнными, более того – святыми.
    Мы не можем ни на йоту уклониться от Иисуса Христа и при этом не потерять спасения. Все, кто целиком не полагается на Него, и не довольствуется Им, совершенно лишают себя благодати. Деяния 4,11:
    «Он есть камень, пренебрежённый вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись».
    Когда человеку объявят, что он был наследником вечной смерти, лишённым всякой надежды на спасение, рабом сатаны, узником в оковах греха, обречённым на страшную и позорную гибель; но при этом объявят также, что его Заступником стал Иисус Христос и, приняв на Себя наказание, Своею Кровью изгладил и обратил в ничто пороки, что это стало связующим звеном, удерживающим нас в милости Бога, - разве такие слова не заденут за живое?
    Это правда: Бог, являющий Собою высшую справедливость, не может любить нечестия, которое видит во всех нас. Так что Богу есть за что нас ненавидеть. Но так как Бог не хочет утратить в нас Своё достояние, то Он находит в нас нечто достойное любви. Хотя мы приобрели смерть, Бог сотворил нас для жизни. Поэтому Бог, движимый чистой и не заслуженной нами любовью, готов принять нас и одарить милостью. Однако пока мы остаёмся грешниками, Бог никак не может нас принять. Поэтому Бог-Отец предусмотрел примирение с нами, совершённое Им в Иисусе Христе.
    Если мы хотим быть уверены, что Бог нас любит, нам следует воззреть на Иисуса Христа. Ибо истинно, что только благодаря Ему наши грехи не будут вменены нам – в противном случае на нас обрушится гнев Божий.
    В деле нашего спасения добровольное подчинение Иисуса Христа Отцу нужно поставить на первое место. От Иоанна 10,17:
    «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её».
    Евангельская история свидетельствует, что Иисус Сам вышел к воинам и что Он, отказавшись защищаться перед Пилатом, был готов принять любой приговор. Это – великое свидетельство несравненной любви, которую питал к нам Иисус Христос. Он вынес страшные смертные муки и в этих муках не заботился о Себе, желая лишь добиться блага для нас. Так как нам было уготовано проклятие перед Божьим судейским престолом, приговор Иисусу Христу, вынесенный правителем Понтием Пилатом, изменил положение на обратное: полагавшейся нам казни был подвергнут невинный, чтобы избавить нас от неё. Иисус Христос предстал перед судом как преступник и в отношении Него были выполнены некоторые юридические процедуры. Он был приговорён устами судьи и всё-таки осуждён необычным образом, как если был оправдан, потому что Пилат заявил (от Луки 23,4):
    «Я не нахожу никакой вины в Этом Человеке».
    Всё, что могло быть нам вменено в вину, было перенесено на Иисуса Христа.
    Этот род смерти несёт в себе определённую тайну. Крест был презрен не только во мнении людей, но и в Законе (Второзаконие 21,23):
    «Проклят перед Богом всякий повешенный на дереве».
    Когда Христос был повешен на дереве, Он стал объектом проклятия. Проклятие, полагающееся нам, было перенесено на Него, дабы избавить от проклятия нас. Сын Божий, чистый и непорочный, принял на Себя позор и гнусность нашего нечестия и облачился в них и в то же время покрыл нас Своей чистотой. Однако не следует понимать это в том смысле, что Иисус Христос принял положенное нам проклятие так, что был захвачен и подавлен им: напротив, приняв проклятие, Он превозмог, лишил силы и устранил его. 1е Петра 2,24:
    «Он грехи наши Сам вознёс Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились».
    Кровь, пролитая Иисусом Христом, послужила платой за наше примирение с Богом.
   
    Иисус Христос умер и погребён. Он покорился могуществу смерти, чтобы вырвать нас из неё. Евреям 2,9:
   «Но видим, что за претерпение смерти, увенчан славою и честию Иисус, … дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех».
    Умерев, Он сделал так, что мы не умрём. Иисус Своею смертью приобрёл для нас жизнь. Хотя смерть Его была иной, чем наша: Он как бы позволил ей овладеть Собою – однако не так, чтобы она поглотила Его, но чтобы поглотить её самоё, дабы она более не имела власти над нами. Таков первый плод, который принесла нам смерть Иисуса Христа. Другой плод заключается в том, что своею чудесной силой она умерщвляет наши земные члены так, чтобы они не действовали сами по себе. Римлянам 6,6:
    «Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху».
    Колоссянам 3,3:
    «Вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге».
    Галатам 2,19:
    «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос».
    Когда Апостол говорит всё это, то показывает, что в Христовой смерти сокрыта такая мощь, что она способна обнаружить себя во всех христианах, если только они не желают, чтобы смерть Искупителя оказалась бесплодной.
    Здесь следует сказать о сошествии Иисуса Христа в ад. Иисус Христос просветил души умерших силой Своего Духа, дабы они узнали, что благодать, которую они едва вкусили в надежде, уже явлена в мире. 1е Петра 3,18:
   «Христос…быв умерщвлён по плоти, но ожив Духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал».
    Намерение св. Петра состояло в том, чтобы показать, что сила Иисуса Христа достигает и мёртвых, и что души верующих видят посещение, которого они ожидали.
    Иисус Христос претерпел не только телесную смерть. Не только тело Иисуса стало ценою нашего искупления, но была заплачена и другая, более высокая цена – Он перенёс всю суровость мщения Бога в Своей душе, ужасающие муки, которые должны испытывать осуждённые и погибшие. Сын Божий был охвачен тоской и болью, порождаемые гневом и проклятием Бога, ибо они суть источник и начало смерти. Подлинным свидетельством Его бесконечного милосердия было принятие такой смерти, перед которой Он испытывал ужас. Евреям 5,7:
    «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления могущему спасти Его от смерти».
    Иисус Христос, молясь со слезами и воплями, был полон страха – страха не самой смерти, а того, что она поглотит Его как грешника, поскольку в тот момент Он замещал Собою нас с вами. В самом деле, невозможно вообразить бездну более ужасающую, чем ощущение оставленности Богом, Его молчания, когда взываешь к Нему о помощи, и ожидания лишь того, что Он собирается погубить тебя и уничтожить. И вот, мы видим, что Иисус Христос дошёл именно до такой бездны, и Его душевные терзания достигли такого напряжения, что Он не мог удержаться, чтобы не воскликнуть (от Матфея 27,46):
    «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил»?
    Те слова исходили из самого сердца, охваченного мучительной горечью. Евангелисты рассказывают, что по причине глубочайших душевных терзаний с Его лица падали капли крови. Понадобилось Ангелу спуститься с небес, чтобы утешить Его каким-то необыкновенным способом. Подумаем ещё о молении, которое Он повторил трижды (от Матфея 26,39):
    «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты».
    Однако мы вовсе не хотим заключить, что Бог был ожесточён против Христа Своего. Ибо как мог Отец ожесточиться против Своего возлюбленного Сына? Нет, мы утверждаем, что Христос испытал все проявления того, чему Бог подвергает грешников. В итоге, сражаясь с державой дьявола, с ужасом смерти, с муками ада, Иисус Христос одержал победу и стал триумфатором, дабы мы больше не страшились в смерти того, что наш Владыка упразднил и уничтожил.
   
    Далее следует сказать о воскресении. Хотя наше спасение завершилось в смерти Иисуса Христа, победа над нашей смертью заключена в Его воскресении. 1е Петра 1,3:
    «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому».
    Его смертью уничтожен грех. Его воскресением воскрешена жизнь. 1е Коринф. 15,20:
    «Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших». 22 стих: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут».
    Есть и другой плод, происходящий от воскресения Иисуса Христа. Апостол побуждает нас к новой жизни по образу воскресшего Христа и учит, что наше возрождение в праведности происходит Его силой. Римлянам 6,4:
    «Как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни».
    Иисус Христос по настоящему утвердил Своё владычество, взойдя на небо. Ефесянам 4,10:
    «Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить всё».
   Сам Господь свидетельствует Своим ученикам (от Иоанна 16,7):
    «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам».
    Он утешает их, что не оставит их сиротами, вновь придёт к ним, но уже невидимый. Он скрылся от нашего вида в Своём теле, но не лишил верующих Своего присутствия, дабы править миром посредством силы ещё более действенной, чем прежде. От Матфея 28,18:
    «Дана Мне всякая власть на небе и на земле…И сё, Я с вами во все дни до скончания века».
    Иисус Христос воссел в вышних, чтобы изливая на нас оттуда Свою силу, ободрять нас в духовной жизни, освящать Своим Духом, сохранить Церковь под Своею защитой.
   
    В последний день Иисус Христос снизойдёт зримым образом и предстанет перед всеми людьми в невыразимом величии Своего царского достоинства, в сиянии бессмертия, в беспредельной мощи Своей божественности, в окружении Своих Ангелов. В тот день Он отделит овец от козлов, избранных от отверженных. И не будет ни одного живого или мёртвого, кто избежит Его суда. Наше особенное утешение состоит в том, что Он взошёл на Свой престол отнюдь не для того, чтобы нас осудить. Как адвокат осудит того, кого он позван защищать? Римлянам 8,33:
    «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас».
    Очевидно, что Христос не осудит нас, поскольку Он взял наше дело на Себя и обещал нас защищать.
    Поскольку мы видим, что наше спасение в целом и его отдельные части заключены в Иисусе Христе, нам следует остерегаться полагать даже мельчайшую частицу его в ком-то или в чём-то ином. Если мы ищем спасения, то само имя Иисуса должно научить нас, что оно в Нём. Если мы желаем даров Святого Духа – мы найдём их в Его помазании. Если ищем силы – она в Его владычестве. Если хотим милосердия и утешения – они в Его рождении. Если нам нужно искупление – нам подают его страдания Иисуса. Его осуждением мы получаем оправдание. Если мы хотим, чтобы с нас было снято проклятие, мы достигаем этого благодаря Его Кресту. Его жертвой даём удовлетворение. Наше очищение – в Его Крови. Умерщвление нами плоти связано с Его гробом. Если мы ищем обновления жизни, бессмертия и небесного наследия – они в Его воскресении. Если ждём помощи, поддержки и изобилия всех благ – они в Его владычестве. Если хотим ожидать суда в спокойной уверенности – мы имеем это благо вследствие того, что наш Судья – Он.
    Вообще, поскольку все блага и сокровища сокрыты в Иисусе Христе, то, чтобы насытиться, нам нужно черпать их в Нём, а не где-либо ещё. Ибо те, кто не довольствуется Им, шатаются в разные стороны – не держатся правого пути. Так пусть же этот соблазн не коснётся наших умов, когда мы уже познали богатство Христа.