Поскольку в Адаме погиб весь человеческий род, то наши достоинства и благородное происхождение не могут принести нам никакой пользы, но, наоборот, толкнули бы нас на крайнее падение, если бы Бог не явился нам как Искупитель. Он сделал это в лице Своего единородного Сына, ибо не считал достойными Своего дела людей, порочных и развращённых. От Иоанна 3,16:
   «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (10,9): «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся».
    Писание учит, что Христос – единственная дверь, ведущая нас к спасению. Более того, жизнь с самого начала была во Христе (от Иоанна 1,4):
   «В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков».
   
   ; Бог некогда не являлся древним и не дал им ни малейшей надежды на милость без Посредника. Ибо хотя Бог заключил союз со всем родом Авраама (Бытие 22,1):
    «И благословятся в семени твоём все народы земли»,
    - св. Павел имел основании полагать, что (Галатам 3,16):
    «Не сказано «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос».
    В образе Давида наш Небесный Отец захотел написать живой лик Христа. 2 Царств (7,16):
    «И будет непоколебим дом твой и царство твоё навеки пред лицом Моим».
    И хотя царство Давида пало, народ был переселён в чужие земли, а страна опустошена, Амос пророчествует (9,11):
   «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю».
    Восстановление царской славы дома Давидова осуществилось во Христе. Даниил 7,13:
    «Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему».
    Когда Бог обещает утешение в невзгодах, Он побуждает поднимать знамя надежды и веры в Иисуса Христа. Исаия, видя, что его возвещение о помощи, которую Бог желает подать Иерусалиму, отвергнуто нечестивым царём Ахазом, неожиданно переходит к теме Мессии (7,14):
    «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына».
    Это означает, что хотя царь и народ по своей греховности отвергли данное им обетование, союз всё-таки не расторгнут, и Искупитель придёт в своё время.
   
    Истинное богопознание невозможно без Иисуса Христа. 1 Иоанна 2,23:
   «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца».
    Хотя многие хвалились тем, что почитают единого Творца неба и земли, как теперь турки, которые кричат на весь мир, что их Бог есть всемогущий Создатель; поскольку они не имели Посредника, им было невозможно вкусить Божье милосердие, чтобы убедиться, что Бог – их Отец, ибо отвергают Иисуса Христа.
    Невежды насмехаются над множеством предписаний Закона относительно мелочей как над детскими забавами. Не было бы ничего легкомысленнее, нежели, стремясь примириться с Богом, предлагать Ему дымящийся зловонный жир животных. Бог предписал жертвоприношения, чтобы направить дух почитавших Его к более возвышенным предметам. Обряды и церемонии были бы игрой, если бы не заключали в себе прообраза смерти и воскресения Иисуса Христа. После их упразднения истина засияла ярче. Галатам 3,24:
    «Закон был для нас детоводителем ко Христу».
   Евреям 9,11:
   «Христос, Первосвященник будущих благ, пришед с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворённою, то есть не такого устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление».
    Исаия показывает, что все грехи будут однажды изглажены одной единственной вечной жертвой (53,5):
    «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились».
    Здесь уместно сказать, что соблюдение всего Закона представляет собой полную праведность в очах Бога (я имею в виду нравственный Закон). Полное исполнение Закона будет вознаграждено вечной жизнью, как обещал Господь. Поскольку требования Закона намного превосходят возможности людей, мы не получаем ничего, кроме возможности лучше видеть наше несчастное состояние. С другой стороны, появились ужасные угрозы. Они преследуют нас с неумолимой суровостью. Второзаконие 27,26:
    «Проклят, кто не исполнит слов Закона сего».
    От начала мира не было ни одного святого, который достиг бы такого совершенства. Не было ни одного человека, не запятнанного каким-нибудь скверным желанием. Я знаю, каких святых воображают себе суеверные люди: их чистота едва ли уступает чистоте Ангелов. Но это противоречит и Писанию, и реальной жизни. 3 Царств 8,46:
    «Нет человека, который не грешил бы».
    Псалом 142,2:
    «Не оправдается пред Тобой ни один из живущих».
    От Матфея 19,25:
    «Ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно».
    Итак, наше нечестие и осуждение удостоверены свидетельством Закона. Римлянам 3,19:
   «Заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновным перед Богом».
    Августин сказал: «Если отнят Дух милости, то Закон служит лишь для обвинения и уничтожения». Однако Закон обличает нас не для того, чтобы весь мир впал в отчаяние. Римлянам 11,32:
   «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать». Римлянам 8,3:
    «Как Закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех».
    Это для того, чтобы, лишённые всего, люди прибегли к Божьему милосердию, как оно явлено в Иисусе Христе. Согласно Закону, Господь вознаграждает только совершенную праведность, которой нет ни у кого из нас, и приводит в исполнение суровые приговоры за грехи. Но во Христе Его лик сияет нам милостью и благостью. Августин рассуждает о выводах, которые следует извлечь из Закона:
    «Закон полезен тем, что убеждает человека в его немощи и заставляет просить лекарства милости, которая во Христе». И ещё: «Бог требует от нас невозможного для того, чтобы мы знали, о чём Его просить».
   
    Второе действие Закона заключается в том, чтобы страхом наказания отвратить от зла тех, кто способен делать добро только по принуждению. Удерживаемые страхом или стыдом, они не осмеливаются исполнить то, что замыслили в душе. Они вынуждены в какой-то степени подчиняться Закону, но не по искреннему желанию, а по принуждению. И принуждает их только страх сурового Божьего наказания. Эта вынужденная праведность необходима для человеческого сообщества. Распад и хаос непременно случились бы, если бы было всё позволено.
    Третье действие Закона адресовано верующим, в чьих сердцах уже утвердил Своё царство Божий Дух. Хотя они готовы под водительством Святого Духа повиноваться Богу, Закон им всё ещё необходим. Во-первых, чтобы день ото дня всё лучше понимать волю Бога. Псалом 118,105:
   «Слово Твоё – светильник ноге моей и свет стезе моей». Во-вторых, мы нуждаемся в увещании и принуждении. Поскольку духовный человек ещё не свободен от бремени плоти, Закон для него – словно стрекало, не дающее уснуть и отяжелеть. Даже святые люди, как бы они не были расположены к добрым делам, леность и тяжесть плоти постоянно им мешала, и они никогда не исполняли свой долг идеальным образом.
    Когда на нас нисходит милость Бога, Закон не действует с неумолимой суровостью. Призывая нас продвигаться к совершенству, он показывает нам цель, к которой нужно стремиться всю жизнь и тем самым исполнить свой долг. И если только мы не перестаём стремиться – этого достаточно. Ибо вся здешняя жизнь – это бег. Когда мы его завершим, Господь сделает так, что мы достигнем цели, хотя сами по себе будем ещё далеки от неё.
    Древние отцы были вместе с нами причастны той же милости. Однако они получили её через Христа, а не благодаря обрядам. Ибо что означало принесение в жертву животных, как не признание себя повинными смерти и не замещение себя убиваемыми животными? Тем самым евреи признавали свой долг перед Богом. Евреям 10,4:
   «Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи».
    Но открытое признание не было оплатой долга. Искупление за грехи совершилось смертью Иисуса Христа. Поэтому св. Павел называет обряды долговыми обязательствами. Колоссянам 2,14:
    «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту».
    Хотя Христос говорит, что Моисей писал о Нём, Он не устаёт указывать, насколько мы превосходим евреев по степени ниспосланной нам милости. От Матфея 13,16:
   «Ваши же блаженны очи, что видят и уши ваши, что слышат; ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали».
    2 Коринфянам 4,6:
    «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа».
    Своим пришествием Иисус Христос явил жизнь и бессмертие через Евангелие. Св. Павел называет Евангелием здравое учение веры, частью которого являются обетования о прощении грехов, примиряющие людей с Богом. Об этом свидетельствуют и слова Самого Иисуса Христа (от Иоанна 1,51):
    «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».
    Намекая на посланное патриарху Иакову видение лестницы, наверху которой восседал Бог, Он хотел показать, что Его пришествие открыло нам Царство Небесное, куда может войти каждый из нас.
   
    Иоанн Креститель стоит между Законом и Евангелием. Из того, что он называет Иисуса Агнцем Божьим и жертвою для очищения от всех грехов, следует, что он понял главный смысл Евангелия. Он крестил, что впоследствии было возложено на Апостолов. Поскольку, однако, он не увидел несравненной славы, явленной в Воскресении Христа, Он стоит ниже Апостолов. Именно это означают слова Иисуса Христа (от Матфея 11,11):
    «Истинно говорю вам, из рождённых жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший в Царстве Небесном больше его».
    Бог не возложил на него иной миссии, кроме миссии глашатая, чтобы приготовить место великому Царю и подготовить народ к принятию Его. От Луки 3,3:
    «Как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие».
    Иоанн лишь готовит учеников для Христа. Именно в этом смысле Иисус Христос называет его (от Иоанна 5,35):
   «Он был светильник горящий и светящий».
    Но начатое им не было завершено, пока Сын Божий не открыл гораздо более широкий и великий путь перед Своими Апостолами.