«Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни – для Господа различает; и кто не различает дней – для Господа не различает» (Рим.14:5-6).
    
     «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол.2:16).
    
     I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: РОЖДЕСТВО
    
     Среди части христиан бытует мнение, что празднование Рождества противоречит воле Божией, поскольку в Библии ничего не сказано о том, что христианам надо праздновать Рождество. Следовательно, делают они вывод, празднование Рождества запрещено. Кроме того, они опираются на слова Заповеди: «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» (Вт.5:13-14). Таким образом, для христиан законным праздником является только воскресенье. Поэтому Рождество и прочие новозаветные праздники, по их мнению, – незаконное прибавление к Слову Божиему, ибо сказано: «не прибавляй к тому и не убавляй от того» (Вт.12:32).
     Как видим, слова критиков Рождества обращены ко всем христианам, весело справляющим Рождество и другие праздники.
    
     * * *
    
     Действительно, в Библии прямо не говорится о новозаветных праздниках, как, впрочем, не говорится и о многих других вещах. Тем не менее, народ Божий, опираясь на смысл всего Писания и пользуясь светом своего разума, решил, что отмечать (или праздновать) в определенные дни события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, не противоречит воле Божией. При этом христиане с полным правом ссылаются на примеры из истории иудеев.
     Так, в Книге Есфирь (9:20-32) мы читаем, что Мардохей и Есфирь установили праздник Пурим, празднование в месяце Адаре, 14 и 15 числа. Бог милостиво принял этот праздник. Еще пример. Иисус посещает храм в день обновления, то есть в праздник ремонта храма, более известный под названием Ханука. Как и Пурим, это такой же нововведенный праздник. Иисус принимает Хануку как должное, ни слова не говорит против (Ин.10:22).
    
     Нам не уйти от вопроса: как могли Мардохей и Есфирь, зная о словах из Второзакония («не прибавляй»), прибавить еще один праздник? Ведь количество праздников было уже определено Богом. Тогда получается, что они нарушили заповедь Божию. Тем более, это относится к устроителям праздника Хануки. Если же полагать, что устроители данных праздников выразили благочестивое стремление восхвалить Бога за Его благодеяния, и Бог это одобрил, то устроители поступили правильно. Тогда благочестивое желание восхвалить Бога через праздник Рождества – аналогичный поступок, одобряемый Богом.
     Стоит заметить, что евангелисты Матфей и Лука также полагали, что рождение Господа Иисуса Христа – весьма важное событие для всего человечества. Вот почему они уделяют достаточно много места рассказу о рождении Иисуса.
     Конечно, можно взять за правило буквальное следованию Писанию. В Деян.20:7 мы читаем, что Павел проповедует до полуночи. Следуя логике буквалистов, воскресную службу нам надо бы завершать глубоко за полночь.
    
     2. РОЖДЕСТВО И РЕФОРМАТСКИЕ ВЕРОИСПОВЕДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
    
     Между Реформатами и Пресвитерианами существует давнее согласие о равенстве Реформатских вероисповеданий. К ним относятся: Второе Гельветическое Исповедание, Вестминстерское Исповедание с двумя Катехизисами, Бельгийское Исповедание, Каноны Дортского Синода и Гейдельбергский Катехизис.
     Мы называем эти документы «непревзойденными по изложению христианской веры» не потому что они совершенны в той же степени, что и Писание, но лишь потому что более совершенные документы еще не написаны, и не видно, чтобы кто-либо из наших современников мог превзойти мужей веры XVI-XVII веков, составивших столь основательные документы.
     Вместе с тем, нетрудно заметить, что между этими документами по некоторым вопросам существуют разночтения, хотя в целом они достаточно созвучно излагают Реформатскую веру. Так, в вышеназванных документах по поводу Рождества и других праздников существует известное разногласие. Дортский Синод, на котором были составлены Каноны, одобрил Рождество и другие «невоскресные» праздники (Страстная Пятница, Вознесение, Пятидесятница).
     С его решениями согласно и Второе Гельветическое Исповедание Веры, более того оно горячо одобряет празднование Рождества и других праздников. Несколько особняком стоит Вестминстерское Исповедание Веры (ВИВ). Именно на него ссылаются некоторые пресвитерианские противники празднования Рождества. ВИВ говорит лишь о разовых днях поста и благодарений по экстренным случаям (речь идет о собраниях помимо воскресных).
    
     * * *
    
     При ответе критикам празднования Рождества мы с полным правом могли бы ограничиться указанием на христианскую свободу. Это капитальный христианский аргумент. И могли бы, в свою очередь, также указать на ВИВ, которое никоим образом не препятствует христианской свободе. Разве мы не имеем свободы проповедовать в определенные дни определенные вещи? Имеем. Бог прямо не заповедовал проповедовать в декабре о рождении Иисуса, но это не значит, что мы не имеем права в декабрьские дни читать 1 и 2 главы Евангелия от Луки.
     И если ВИВ допускает разовые посты и дни благодарения (гл. 21), то на каком основании можно запретить христианам отмечать регулярно эти самые дни поста и благодарений? Таким образом, если ВИВ признает право служителей созывать собрание по тем или иным поводам, то что может воспрепятствовать служителям по тем же самым поводам созывать собрания регулярно? Если же созывать (помимо воскресных дней) регулярные праздники – грех, то и один раз праздновать такой праздник не в воскресенье будет также грехом. Одно связано с другим. Падает одно, падает и другое.
    
     Примечание:
     Все авторы ВИВ были согласны по поводу собрания в особые дни. Однако мнения разделись, когда вопрос зашел о регулярно празднуемых днях. Англичане были «за», шотландцы высказались против. Дело в том, что в это время среди островных протестантов шла полемика из-за введения в Церкви Англии молитвенника и особых одежд для служителей. Шотландцы увидели в этом введении нарушение прав верующих и возврат к католичеству. Отсюда вполне объяснима их реакция на регулярные праздники.
    
     3. ЖАН КАЛЬВИН И РОЖДЕСТВО
    
     Из истории Реформации известно, что Кальвин вместе с другими реформатами горячо восставал против католических злоупотреблений, привнесенных в проведение христианских праздников. Однако из этого не следует делать вывод, что Кальвин был вообще против празднования Рождества, Страстной Пятницы, Пасхи, Вознесения и Пятидесятницы. Так еще в самом начале своего служения Кальвин не согласился с идеей Фареля (и городского совета) отменить в Женеве все праздники и употребил все свое красноречие, чтобы праздники не отменяли.
     Позже, когда власти города все-таки настояли на отмене праздников, Кальвин в своих письмах высказывал сожаление по поводу этого решения. Например, в письме Галлеру (Haller) от 2 января 1551 года и в письме «сеньорам» города Берна (март 1555) Кальвин выражает несогласие с решением властей Женевы. В частности, в письме Галлеру Кальвин вспоминает самое начало своего служения в Женеве, когда он убедил горожан праздновать «скромное» Рождество. В письме в Берн Кальвин писал, что поместные церкви имеют свободу праздновать или не праздновать, и нельзя осуждать церковь за праздники.
    
     Кальвин был солидарен с решением властей Берна, Страсбурга и Цюриха праздновать 5 вышеупомянутых праздников, считая, что эти праздники весьма полезны для воспитания христиан. Сохранились сведения, что в 1549, 1550 и 1553 годах Кальвин прерывал чтение тематических проповедей для вставки проповедей, посвященных Рождеству.
    
     4. ИГРА В СЛОВА
    
     Англоязычные противники Рождества колют глаза его сторонникам тем, что слово Christmas состоит из Christ + mas, то есть Христос + видоизмененное латинское слово «месса». Из этого делается далеко идущий вывод: смотрите, ниточка тянется от католической мессы, от жертвы, которую католики там приносят.
     Однако стоит напомнить, что до 1000 г. по Р.Х. слово месса вообще не имела того смысла, который вкладывается в него ныне. Слово месса означала просто само богослужение, происходя от фразы, которую служитель произносил в конце службы: ite misse est (точнее ite, misse est) – свободен, можешь идти (есть и другие трактовки происхождения слова месса, например от слова mittere – посылать с миссией).
     Придание слову нового значения – обычное дело для любого языка. Русскоязычные люди также употребляют массу слов с новым значением, ничуть не беспокоясь о том, какое значение эти слова имели когда-то прежде. Например, во времена Ивана Грозного слово «ругаться» означало смеяться. Кто теперь употребляет его в прежнем значении? И разве слово «январь», «январский» означает для нас нечто связанное с италийским двуликим Янусом? Для нас это просто первый месяц года.
     Впрочем, при желании и из января можно сделать далеко идущие выводы о языческом заговоре … А еще можно обвинять всех, кто кушает пирожки треугольной формы, в том, что они поклоняются богине неба (Иер.7:18; 44:19).
    
     * * *
    
     Также довольно странно выглядит утверждение противников Рождества, что этот праздник есть ничто иное как поклонение языческому богу Таммузу. Слышать этот упрек после 2000 лет со дня рождения Христа, когда о Таммузе знают только любители древней истории. Скажем со всей ответственностью: нас совершенно не волнует тот факт, что когда-то давно какие-то язычники плясали в декабре для своего бога Таммуза.
     Как говорится, что нам Таммуз? Да и в язычестве все-таки важно не случайное совпадение празднований, а сознательное поклонение. В совпадении даты празднований нам следует видеть силу Евангелия, а не языческой веры, ибо язычники отвернулись от своих богов и поклоняются Иисусу Христу.
    
     Говоря о Рождестве, уместно отметить, что обычай украшать елки возник довольно поздно – в XVI веке, в Германии. Большинство Реформатских Церквей праздновало так называемое «скромное» Рождество. Это устойчивая континентальная Реформатская традиция. Рождество отмечали немецкие, французские, голландские, швейцарские реформаты и английские пресвитериане.
     Только радикальные пуритане и некоторые шотландские пресвитериане отказались праздновать Рождество и другие праздники. В XVII и XVIII веках они выпустили изрядное количество памфлетов против Рождества, но эти памфлеты успеха не имели. Большая часть реформатского мира считала правильным празднование Рождества, Страстной Пятницы, Пасхи, Вознесения и Пятидесятницы.